Ранняя Церковь и отказ от оружия

 
Отказы от военной службы по религиозным убеждениям (заповедь «не убий») известны еще с первых веков христианства. Сохранились даже имена некоторых римлян-христиан, казненных за отказ носить оружие: Максимилиан, Марцеллий, Кассан и др. Благодаря сохранившимся с тех времен документам, до нас дошел один в высшей степени замечательный протокол об отказе от военной службы юного христианина Максимилиана. Поскольку на русском языке этот документ не печатался, то приведу его почти полностью.
 
 Во времена императора Диоклетиана, в 295 г., в городе Тевест проходило очередное заседание комиссии по приемке рекрутов на военную службу в императорских войсках. Комиссии состояла из следующих должностных лиц: проконсула Диона, прокурора казны податей, императорского чиновника по сбору податей, который в комиссии участвовал как заведующий особым налогом с освобождающихся от воинской повинности (так называемой «податью калек»).
 
Произошел следующий разговор, запротоколированный тогда же:
 
Проконсул Дион: «Рекрут Максимилиан годен к военной службе. Ввиду этого я требую измерить его рост».
 
(К Максимилиану): «Как тебя зовут?»
 
Максимилиан: «Зачем ты желаешь знать мое имя? Мне непозволительно воевать, потому что я христианин».
 
Проконсул: «Хорошо. Служитель! Измерьте рост этого человека».
 
Максимилиан: «Изволь. (Становится для измерения роста.) Но я не могу воевать, не могу худа делать. Я христианин».
 
Проконсул (служителю): «Сними с него мерку».
 
Служитель: «Росту он пяти футов, десяти дюймов».
 
Проконсул: «Дать ему рекрутский знак».
 
Максимилиан: «Не принимаю этот знак: я не могу быть солдатом».
 
Проконсул: «Ступай служить, дабы не подвергаться смертной казни».
 
Максимилиан: «Я не могу служить в войске, хоть отсеки мне голову, если хочешь. Я не могу быть солдатом в этом мире, я воин моего Бога».
 
Проконсул: «Кто внушил тебе эти идеи?»
 
Максимилиан: «Дух мой и Тот, Кто меня создал».
 
Проконсул (обращаясь к отцу рекрута): «Образумь своего сына!»
 
Отец Максимилиана: «Мой сын сам знает, как ему подобает поступать».
 
Проконсул (к Максимилиану): «Будь же солдатом и возьми знак».
 
Максимилиан: «Не приму знака человеческого, имею уже знак Христа, моего Бога».
 
Проконсул: «Я сейчас же отправлю тебя к твоему Христу».
 
Максимилиан: «Я только этого и желаю, в этом будет великая слава».
 
Проконсул (служителю): «Дай же этому человеку свинцовый шар!»
 
Максимилиан: «Я не возьму его, этого знака вашей временной власти, и если мне дадут его, я разломаю его, потому что он не имеет никакой цены. Я — христианин, и мне непозволительно носить на шее свинцовый знак, после того как я уже ношу спасительный знак моего Господа Иисуса Христа, Сына Бога Живого. Ты не ведаешь Его, пострадавшего ради нашего спасения, так как Бог отдал Его на страдание за наши грехи. Мы служим Ему, следуем за Ним, Царем жизни, Подателем благодати».
 
Проконсул: «Вступи же в войско и прими знак, а не то погибнешь с позором».
 
Максимилиан: «Не погибну я, мое имя уже у моего Господа. Не могу воевать».
 
Проконсул: «Подумай о своей молодости и иди в солдаты, служат же другие молодые люди».
 
Максимилиан: «Им виднее, что им делать. А я как христианин не могу совершать дурного дела. Я — воин Божий».
 
Проконсул: «Какое зло делают те, которые исполняют свои воинские обязанности?»
 
Максимилиан: «Ты сам знаешь, что они совершают».
 
Проконсул: «Служи же. Подумай о том, как бы за свое презрение к военной службе не погибнуть от жестокой казни».
 
Максимилиан: «Я не погибну. Если придется мне уйти из этой временной жизни, то душа моя не перестанет жить с Христом, Господом моим».
 
Проконсул (обратившись к служителю): «Вычеркни Максимилиана из списка!»
 
(К Максимилиану): «Так как ты упорно отказываешься нести военную службу, то в пример прочим и получишь заслуженный тобою приговор».
 
(Читает с дощечки): «Максимилиан за упрямый отказ от солдатской присяги присуждается к смерти посредством меча».
 
Максимилиан: «Благодарение Господу моему!»
 
Этот пример наглядно показывает, что христианская заповедь любить, а не убивать своих врагов, уже в первые века христианства оказывала значительное влияние на верующих и их выбор. Даже угроза смерти не останавливала их перед отказом от военной службы.
 
Источник: А. Пчелинцев, «Право на альтернативную службу» // «Религия и права человека. На пути к свободе совести. Вып. III», М., «Наука», 1996.
 
Геннадий Гололоб
gshololob@gmail.com
Геннадий Гололоб (род. 1964) принадлежит к поместной общине МСЦ ЕХБ г. Черкассы (Украина). В 2001 году получил степень бакалавра богословия в Донецком христианском университете. С 2001 по 2015 годы работал редактором богословской литературы в издательстве «Смирна». Автор научной монографии «Свобода: между рабством и произволом» (СПб: Библия для всех, 2008) и ряда богословских работ, а также множества полемических статей, опубликованных в различных христианских изданиях. Организатор сайтов "Евангельское арминианство" и "Христианский пацифизм". Вместе с женой Светланой имеет троих детей.

Один комментарий к “Ранняя Церковь и отказ от оружия”

  1. Добрый день!
    Прочитал про отказ Максимилиана от службы в армии. К сожалению, автор не указал источник этого текста, а мне известно, что эта запись была напечатана в журнале «Голос Толстого и Единение», № 6, 1917-18 гг. Москва. (https://yadi.sk/d/uNXQ5pmE5MNi3). Там есть не только полная запись протокола, но и следующие пояснения:
    «Благодаря случайно сохранившейся от тех времен пачке подлинных документов, до нас дошел и один в высшей степени замечательный протокол об отказе от военной службы юного христианина Максимилиана.
    Полностью напечатан он в «Getreuen und ausgewählten Akten der erster Märtyrer», versast vom Benediktiner Dom Ruinart (т. е. в „Достоверных и выбранных актах о первых мучениках», составленных бенедиктинцем Дом Руинартом). Еще см. книгу Harnak’a: Militia Christi. Die christliche Religion und der Sohldatenstand in der ersten drei Jahrhunderten. 1905.»
    С уважением, Виталий Адаменко.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Solve : *
5 − 4 =