
Для исполнения уже упомянутого решения антирелигиозной комиссии: «усилить работу по разложению сектантства» был использован так называемый «военный вопрос». В силу декрета от 4 января 1919 г. верующие по своим религиозным убеждениям могли посредством суда освобождаться от несения воинских повинностей, то есть не брать в руки оружие для участия в войне. Пользуясь таким отношением к делу Советской власти, оба союза обсуждали этот вопрос на своих съездах и приняли соответствующие решения.
На съезде баптистов в 1920 г. по предложению М. Д. Тимошенко было принято такое решение:
«Всероссийский съезд единогласно постановляет: руководствуясь своим внутренним убеждением и опытом, на основании учения Евангелия, всякий евангельский христианин-баптист должен считать своей священной обязанностью открыто отказываться от военной службы во всех ее видах, стремясь всем сердцем быть верным последователем Того, Кто учит всепрощению и любви. Что касается заменяющих военную службу обязанностей, съезд выражает пожелание, чтобы все заменяющие обязанности были чисто гражданские, для нужд гражданского населения, но приемлемость этих заменяющих обязанностей предоставляется решать совести самих верующих».
В сентябре 1922 г. И. С. Проханов опубликовал воззвание: «Голос с Востока», в котором призывал всех христиан мира отказываться от участия в войнах с оружием в руках.
В апреле 1923 г. И. С. Проханов по поводу этого воззвания был вызван в Москву, в ГПУ, и арестован Е. А. Тучковым. Три месяца И. С. Проханов находился в заключении. От него требовали написать обращение к общинам евангельских христиан и оговориться, что воззвание касается только верующих в капиталистических странах, а в России, где власть рабоче-крестьянская, служить в армии необходимо. Под сильным давлением со стороны сотрудников ГПУ И. С. Проханов написал такое послание. Желая поддержать своего председателя, это послание подписали еще три брата из совета Союза евангельских христиан.
Как только послание было подписано, И. С. Проханова освободили из заключения.
Евангельским христианам разрешили провести съезд в сентябре 1923 г. Но это был не свободный съезд. Еще при подготовке его Е. А. Тучков оказывал давление на пленум евангельских христиан, чтобы они представили съезду военный вопрос именно так, как он освещался в подписанном советом послании.
Тучков вызывал к себе делегатов пленума, выступления которых не нравились ему, вселяя таким образом страх остальным братьям. Такое же давление Тучков оказывал и на делегатов съезда. В день открытия его он демонстративно вызвал прямо с заседания председателя съезда И. С. Проханова и некоторых других братьев. А в день обсуждения военного вопроса Тучков лично присутствовал на заседании съезда. Несмотря на такую тяжелую атмосферу, на съезде были братья, которые оказывали серьезное противление принятию антиевангельского решения. Но решимость Проханова идти намеченным путем повлияла на то, что большинством голосов было принято решение — служить в армии наравне со всеми гражданами…
Было зачитано послание, написанное И. С. Прохановым в заключении под нажимом власть имущих и подписанное тремя членами совета: Ф. С. Савельевым, А. А. Андреевым и В. Т. Пелевиным. Послание было подвергнуто горячему обсуждению, выступило по этому вопросу 46 делегатов. В заключение говорил И. С. Проханов. Как уже говорилось выше, со стороны властей на делегатов съезда оказывался сильный нажим. В результате 205 делегатов проголосовали за решение: «Служба в армии с оружием в руках необходима». 20 делегатов проголосовали против такого решения, 33 воздержались.
Пресвитер Московской общины евангельских христиан Ф. С. Савельев, один из подписавших послание по «военному вопросу», вернувшись со съезда, открыто признал свою неверность Господу в том, что подписал это послание. За такое признание 14 декабря 1923 г. его вызвали в надлежащие органы власти и арестовали. После четырехмесячного заключения, несмотря на возраст (ему было 65 лет), Ф. С. Савельева сослали на Соловки. Московская община евангельских христиан разделилась, и 400 человек стали собираться отдельно.
По военному вопросу Е. А. Тучков оказывал давление и на съезд баптистов, проходивший в декабре 1923 г. В протоколе № 41 антирелигиозной комиссии говорится: «Поручить Тучкову принять меры к тому, что в случае вынесения съездом резолюции по военному вопросу в отрицательном смысле, таковой съезд расколоть на две части и постараться отколовшихся милитаристов слить с евангелистами… не возражать против ареста некоторых делегатов съезда, в т. ч. Тихонченко с Шиловым за антисоветские действия на съезде» (А. Нежный, «Комиссар дьявола», с. 91).
Во время съезда многих делегатов вызывали в ГПУ. Одних отпускали, а других арестовывали. В течение съезда и после него было арестовано 11 братьев. Некоторых потом освободили, а Глаголева, Принцева, Хомяка, Шилова, Левинданто и Тимошенко отправили на ссылку. О службе в армии съезд баптистов принял неопределенное решение:
«В § 34 записи съезда 1923 г. единогласно принята резолюция о недопустимости для баптистов антиправительственной деятельности путем агитации и пропаганды. Всякий баптист, если окажется виновным в таких деяниях, тем самым исключает себя из состава баптистского братства и ответствует единолично пред законами страны. Вопрос о способе отбывания воинской повинности недогматический, по нему каждый баптист может иметь собственное мнение. Поэтому никакая баптистская организация не имеет права и не должна возбранять своим членам идти в армию». Такое решение вопроса не удовлетворило властей, и они вынудили баптистов вернуться к нему на следующем съезде в 1926 г.
Самым серьезным обстоятельством XXVI съезда 1926 года был так называемый военный вопрос. Следует отметить, что в последние годы органы власти оказывали большое давление на руководство Союза баптистов, вынуждая братьев принять ясную и конкретную резолюцию об обязательном признании воинской повинности и проведении ее в жизнь. Казалось, что от решения этого вопроса зависело — быть Союзу баптистов официально признаваемым или нет. Далеко не все видные братья, противники обязательной воинской службы, присутствовали на съезде.
Наиболее твердую позицию в этом вопросе занимал союз северных областей с центром в Ленинграде. Председатель этого союза брат И. Н. Шилов и его помощник, пресвитер Ленинградской общины баптистов в Доме Евангелия брат К. П. Петров считали, что воинская повинность — дело совести каждого, и в этом вопросе не должно быть никакого насилия, особенно со стороны братства.
В начале декабря, то есть перед самым съездом, И. Н. Шилов и К. П. Петров были вызваны в ГПУ и арестованы с тем, чтобы не допустить их на съезд. После съезда их освободили под расписку с условием, что, ознакомившись с резолюцией съезда по военному вопросу и согласившись с ней, они будут проводить эти решения в жизнь. Но этого не произошло, и в середине лета 1927 г., после того как братья не утвердили на съезде Северного союза решение XXVI съезда по военному вопросу, их снова арестовали, приговорили к трем годам лишения свободы и отправили на Соловецкие острова.
Доклады по военному вопросу делали П. В. Иванов-Клышников и Я. Я. Винс. Состоялись горячие прения по поводу службы в армии. Многие делегаты видели в этой уступке начало общего уклонения от истины и опасались, что после этого братство пойдет по наклонной вниз.
Обратим внимание, как этот момент съезда описывается в журнале «Баптист Украины».
«Вопрос этот приобрел на съезде такой всеобщий интерес, что брат В. В. Скалдин, который все время занимал скромное место у входа, вышел наперед и, со свойственной ему решительностью, заявил: «Братья, мы должны здесь похоронить этот военный вопрос». И действительно, все делегаты вполне сознавали, что если XXVI Всесоюзный съезд не похоронит его, то другие, местные съезды, не справятся с ним. Наблюдались моменты, когда казалось, желание съезда не осуществится. Жутко тогда становилось на сердце и страшно за общее дело, которое также казалось в такие моменты, исключительно концентрировалось на этом злополучном вопросе… Когда мнение съезда разделилось почти на две равные части и создалось чрезвычайно затруднительное положение, в этот момент Господь внушил мысль одному брату предложить съезду по сему вопросу принять в основу своего постановления § 13 нашего вероучения, издание 1906 г. Нужно было видеть, с какой готовностью все делегаты ожидали это предложение! Когда это предложение было поставлено председателем на
голосование, то все братья, держа в руках делегатские карточки, дружно встали на ноги с сияющими лицами и сознанием окончательного решения этого вопроса» («Баптист Украины», № 2, 1927, с. 44-49).
Итак, действия ГПУ, присутствие на съезде представителя ГПУ с Лубянки гр. Тучкова, предупредительно-убедительные речи Н. В. Одинцова и П. В. Иванова-Клышникова, а также возросшее сознание бесполезности сопротивления — все это послужило к тому, что военный вопрос был решен в желаемой для властей форме: «В отмену постановлений Всероссийских съездов баптистов в 1920-1923 гг. и всех разъяснений по поводу отношения баптистов к государству и воинской повинности за это время, принять § 13 вероучения баптистов, изданного в 1906 г.:
«Мы веруем, что власть от Бога установлена, и что Он облекает ее властью для защиты добрых, для наказания злых (Рим. 13, 1-5). Мы признаем себя обязанными оказывать безусловное повиновение всем ее законам, если только они не ограничивают свободного исполнения обязанностей нашей христианской веры, и тихой безмятежной жизнью во всяком благочестии должны облегчить ей ее трудную задачу (Матф. 22, 21; Д. Ап. 4, 19-20; 5, 29-42; Рим. 13, 6-7). Мы признаем себя также обязанными по повелению Божию молиться за правительство, чтобы оно по Его воле и под Его милостивой защитой так употребляло вверенную ему власть, чтобы сохранить мир и правосудие (1 Тим. 2, 1-3).
Мы признаем, что употребление клятвы запрещено христианам, но благоговейное, торжественное призывание нашего Бога во свидетели истины, правильно требуемое и даваемое, есть только молитва в необыкновенной форме (Матф. 5, 34-37; Иак. 5, 12; Рим. 1, 9; 2 Кор. 1, 23).
Мы веруем, что правительство и по Новому Завету не напрасно носит меч, но имеет право и обязанность по Божьему закону употреблять его против делающих злое в защиту обижаемых; а посему мы считаем себя обязанными нести, когда требует от нас этого правительство, военную службу (Д. Ап. 10, 1-2; 23, 12-24; Лук. 3, 14). Мы не видим препятствий со стороны нашей веры принимать на себя правительственные должности (Лук. 3, 12-13; Рим. 16, 23; Д. Ап. 16, 32-36)»» («XXVI Всесоюзный съезд баптистов СССР», с. 14-15). За это решение проголосовал 221 делегат и только 9 было против…
Десятый Всесоюзный съезд евангельских христиан проходил с 30 ноября по 6 декабря 1926 г. в Ленинграде. В нем приняло участие 503 человека: 350 с решающим голосом и 153 в качестве гостей… Как и на предыдущем съезде, значительное место заняло обсуждение отношения к военной службе. Кроме И. С. Проханова и И. В. Каргеля, выступивших с докладом по этому вопросу, высказалось еще 76 человек. Итогом всех рассуждений, занявших целый день съезда, было решение: «Признать всякую военную службу за оброк, то есть за обязанность для евангельских христиан на общих со всеми гражданами страны основаниях». За это решение проголосовало 224 делегата, против было 37, и воздержались от голосования 73 делегата.
Источник: История евангельских христиан-баптистов с 1905 по 1944 год. Составитель И.П. Плетт. Избранные фрагменты.