Смертная казнь и Евангелие не совместимы

Ксёндз Николай Тихонович, преподаватель морального богословия Высшей духовной семинарии Римско-католического костела в Гродно, был одним из участников круглого стола «Религия и смертная казнь», организованного Советом Европы 21 июня в Минске. На этом мероприятии кс. Николай Тихонович представил позицию Католического Костёла относительно смертной казни. Ксёндз Николай Тихонович объясняет, почему христианская мораль не может сосуществовать со смертной казнью.

— Какова общая позиция современного Католического Костёла в отношении смертной казни? Какую эволюцию эта позиция претерпела?
— Традиционное учение Костёла основывалось на том, что смертная казнь не противоречила Божьему Закону, но и не являлась его предписанием. Необходимость смертной казни оценивалась в зависимости от жизненных обстоятельств. Анализируя эти обстоятельства, католики высказывались и за, и — против. Но с течением времени позиция Костёла изменилась. Сейчас Костёл очень последовательно призывает мировое сообщество к отмене смертной казни, к тому, чтобы отказаться от такого «способа справедливости».

Именно таким духом зажег Костёл Папа Римский Ян  Павел II, который в 1998 году, на Рождество, впервые в истории современного Костёла публично выступил против смертной казни. Он подчеркнул, что в современном мире, когда есть многочисленные возможности обеспечить и гарантировать покой в мире, защитить от агрессора современного человека, можно отказаться от смертной казни — общество может найти другие средства, кроме смертной казни.

В 1999 году в Соединенных Штатах Ян Павел II вновь призвал отменить смертную казнь. А кульминационный момент, когда Папа Римский призывал в 2000-ом юбилейном году вообще отказаться от смертной казни как способа общественной справедливости. Это великий прогресс в направлении гуманистического подхода к вопросу смертной казни. Позиция Костёла подчеркивает дух Евангелия — заповеди любви, которой Иисус учит.

Также в 1999 году Папский нунций Рината Мартини в США на Рождество выступил с официальным призывом к ООН, чтобы все народы шли в направлении отмены смертной казни. Костёл призывает всех современных граждан, особенно, христиан, отказаться от такого способа измерения справедливости.

— Верующие задают Вам, католическим священникам, теологам самые разные вопросы… Какие аргументы Вы обычно используете при рассмотрении вопроса о смертной казни?
— Как и всегда было в истории, среди верующих есть большое количество людей, которые за смертную казнь, и есть большое количество людей, которые против. Но мы аргументируем, прежде всего, тем, что достоинство человеческой жизни, является достоинством, которое исходит от самого Бога. Бог является источником жизни. И только Бог решает — дать человеку жизнь или эту жизнь забрать. Человек не имеет права забирать жизнь ни у себя, ни у другого человека. Вот это первый аргумент: жизнь человека является Божьим даром, человек является лишь администратором этой жизни.

Это первый аргумент. А потом, двигаясь в направлении евангельском, мы вспоминаем проповедь Иисуса Христа, призвавшего не мстить. Иисус призвал любить ближнего своего,  он призвал молиться за врага,  прощать. Иисус несет милосердие и любовь. В теологии моральной, которую я преподаю на занятиях в Высшей духовной семинарии,  я также показываю, Божий Закон Декалога в перспективе новозаветном, где Божье право мы рассматриваем в духе проповеди Иисуса Христа, который подчеркивает достоинство человеческой жизни, не в направлении мести и агрессии. И мы призываем верующих, чтобы они пересматривали свое отношение к смертной казни. Месть, гнев, ненависть — это не мера справедливости.

— Есть еще тонкие психологические моменты. Те, люди, которые исполняют приговор, что происходит с их душой, с точки зрения Католического костела? Эти люди имеют шанс на покаяние и спасение души? Или это не трактуется как убийство, потому что палач исполняет чужую волю и свои профессиональные обязанности?
— Этот аспект мы также не можем не рассматривать. Надо войти в ситуацию людей, которые приводят приговор в исполнение и даже медиков, которые констатируют смерть. Этот аспект является очень важным, так как совесть — это голос Божий, и это не зависит от того, верующий человек или неверующий. Каждый человек понимает, что жизнь это Дар, что жизнь надо ценить. И мы должны также принимать во внимание этот аспект. Я считаю, что люди, которые вынуждены исполнять смертный приговор, имеют большие внутренние психологические проблемы. Человек не может оставаться равнодушным по отношению к тому, что он выполняет по отношению к человеческой жизни. И все же, такой человек имеет шанс на покаяние, на милосердие Господа Бога.

— Согласно нашему законодательству тела не выдаются для захоронения…
— Это противоречит христианскому мировоззрению. Тело человека после смерти имеет право на уважение и на христианское погребение, имеет право быть преданным земли. Христианское погребение — это один из важных обрядов, знак уважения к человеку, который отошел в Вечность, но его тело имеет право на уважение. Этот аспект с невыдачей тел казненного должен быть исключен из общества. Тут еще возникают и социальные конфликты, связанные с семьей. Люди имеют право прийти на могилу своих родных, близких — помолиться за спасение их души. А как можно прийти на могилу, если не знаешь, где покоится тело?

— Вспомним историю 20-го века, когда в СССР были массовые расстрелы. Что это было за время, с точки зрения Костёла, почему так случилось?
— Это проблема советского атеизма. Если человек не является существом телесно-духовным (как это по-христиански), а только существом материальным, то не учитывается его достоинство, которое вытекает именно из  его духовности. Библия учит, что человек это существо, которое имеет в себе образ и подобие Бога. Массовые убийства и неуважение к достоинству человека были связаны с изменением взгляда на человека. По коммунистическим взглядам, человек — это «высокоорганизованная материя», которую можно уничтожить, если она «не нужна для общества».

— Чем с точки зрения современного Костёла была инквизиция?
— Это одна из болезненных сторон Костёла, за что Ян Павел II попросил прощения у всего мира в 2000-ом году. Он просил прощения за все грехи и ошибки Католического костёла на протяжении всей истории. Люди часто забывают, что Костёл — это учреждение божественно — человеческое. И вот этот человеческий аспект имеет значение. Да, были моменты, когда Костёл не учитывал гуманистические аспекты. Это ошибки Костёла. Мы теперь понимаем это в историческом контексте. С тех пор произошла эволюция Костёла. И теперь Костёл призывает отказаться от смертной казни.

В июне 2013 года Папа Римский Франтишек послал телеграмму участникам Конгресса против смертной казни в Мадриде, которую я процитирую: «Смертная казнь должна быть заменена на другое наказание, которое бы предусматривало шанс для преступника задуматься над своими преступлениями и исправиться, а невинному подарила бы надежду на справедливость». И мой собственный взгляд… Если поставить такой вопрос: можно ли совместить Евангелие со смертной казнью? Я отвечу: смертная казнь и Евангелие не совместимы.

Беседовала Полина Степаненко.
Источник: http://dp.spring96.org/ru/news/66461

Геннадий Гололоб
gshololob@gmail.com
Геннадий Гололоб (род. 1964) принадлежит к поместной общине МСЦ ЕХБ г. Черкассы (Украина). В 2001 году получил степень бакалавра богословия в Донецком христианском университете. С 2001 по 2015 годы работал редактором богословской литературы в издательстве «Смирна». Автор научной монографии «Свобода: между рабством и произволом» (СПб: Библия для всех, 2008) и ряда богословских работ, а также множества полемических статей, опубликованных в различных христианских изданиях. Организатор сайтов "Евангельское арминианство" и "Христианский пацифизм". Вместе с женой Светланой имеет троих детей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Solve : *
19 − 9 =