Бог проигрывающий

Опубликовано От Геннадий Гололоб

Б

ог проигрывающий
Гололоб Г.А.
Самым большим препятствием для веры людей в существование Бога является представление о том, что Бог не только обязан быть всегда на виду, но и побеждать. Бог скрывающийся или бездеятельный не вписывается в человеческие понятия, особенно те, которые не слишком интересуются возможными причинами такого поведения Творца нашего мира. И действительно, человек никак не может познать Бога, подходя к этому вопросу на собственных, а не Божьих условиях. Поэтому самым разумным поведением скептически настроенных людей должно быть элементарное доверие Божьим словам, открытым нам в Священном Писании христиан. И только после этого можно с достоинством и честью судить о том, права ли была Библия или нет.
Христиан очень сильно недолюбливают именно за эту их «самоуверенность» в познании Бога, однако посудите сами, как нам себя вести иначе, имея уверенность в следующем: в душе каждого человека заложено чувство, которое может быть удовлетворено только его Творцом. Но в этом откровении совершенно нет никаких наших заслуг. Мы — просто Божьи слуги. Поэтому-то и гордиться нам нечем. И даже, если у некоторых читателей Библии существует предубеждение, что никаких вечных истин в ней нет, или если есть, то в сильно разбавленном виде, все равно им следует прислушаться к ее доводам. Довольно часто бывало так, что читатель приступал к чтению Библию как к простому памятнику древнееврейской литературы, а находил в ней то, что коренным образом меняло его мировоззрение. Нечто подобное мы просим сделать сейчас и читателей данной статьи, чтобы они имели стимул прочесть ее содержание до самого конца. И только затем сделали свои выводы.
Необычный Бог
Библейский Бог необычен во многих отношениях. Например, во всех религиях людям предлагается искать Бога самостоятельно, но только не в христианстве, где Бог Сам открывает Себя людям. Во всех религиях для получения высших благ необходимо свершение больших духовных подвигов, но только не в христианстве, где Бог предлагает людям духовное спасение даром. Во всех религиях от людей требуется служение высшим силам, но только не в христианстве, где Бог Сам служит людям. Во всех религиях почитание Бога заключается в выражении страха перед Ним, но только не в христианстве, где Богочеловеческие отношения строятся не на правовой основе, а на моральной. Во всех религиях представление о Боге людей не выходит за рамки некоей Верховной Силы, Принципа или Идеи, но только не в христианстве, где Бог представлен в образе Моральной Личности, предлагающей заключить с ними духовный союз.
Если же допустить хотя бы на миг, что мы имеем дело с Богом, исповедующим моральные принципы, тогда разве не исчезнут сами по себе некоторые, мучащие нас годами вопросы, типа теодицеи или происхождения зла. Если Бог является жизнедателем всего существующего, то любая борьба с Ним Его творения будет означать подрыв собственного существования, а значит зло не сможет существовать вечно. Рано или поздно, оно изживет себя, навсегда лишившись первоначально дарованной ему (разумеется, не для этой цели) Божьей силы. Почему мы имеем право так мыслить? Потому что сразу же после грехопадения Бог защитил Свое творение от возможности увековечить грех и зло, сказав: «Вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно» (Быт. 3:22). Получается, грех обречен на исчезновение, а значит Бог не может проиграть в земном Своем столкновении с силами зла.
И если людское правосудие не всегда сразу же подвергает преступника аресту и последующему наказанию, но обычно старается сделать это как можно более безопасным для остальных людей способом, то тем более у Бога могут быть причины повременить с уничтожением земных носителей зла. Если бы Бог наказывал зло сразу же и безусловным образом, тогда даже самые злые люди приспособились бы к Его требованиям из-за страха перед неминуемым наказанием, но тогда Божья цель приобрести Себе друзей добровольным образом никогда бы не осуществилась. Когда же люди видят, что зло осуществляется без какого-либо воздаяния, они сами решают – следовать ему или нет, не будучи вынуждены к тому страхом перед Божьим наказанием.
Костыли насилия современного христианства
Но, к сожалению, современным христианам хочется иметь дело лишь с надежным Богом, не терпящим каких-либо поражений. Ну, еще можно согласиться на какие-то временные уступки («проиграть одно сражение, но выиграть войну»), но только длящиеся недолго и несильно. Несовершенным человеческим существам так не хватает этих земных гарантий в успехе, в победе, в процветании и в избегании любых форм страданий, что иного Бога они просто не мыслят себе. К сожалению, говоря это, автор этих строк вовсе не утрирует данную ситуацию.
Возьмем, например, американское христианство. Кто из верующих этой страны сегодня убежден, что их государству не обязательно иметь сильную армию и экономическое процветание?  К сожалению, на этот вопрос подавляющему большинству американских христиан трудно ответить честно. Неудивительно, что они верят лишь в Бога всемогущества и неизмеримой власти, понимаемых именно в политическом смысле, тем самым уподобляясь толпе евреев, встречавших Иисуса Христа, когда Он въезжал в Иерусалим на предсказанном пророком Захарией осленке. Необъезженный осел оказался более умным животным, чем непокорный своему Господу Божий народ. Никто из этой толпы израильтян не желал видеть своего Мессию распятым на кресте. Но именно такой бесславной ценой была осуществлена наиболее важная победа Бога в этом мире. Это значит, что всемогущество Бога состоит не в том, что Он никогда не проигрывает, а в том, что Он одержит полную победу в конце человеческой истории. И при этом Его личное сверхъестественное вмешательство вовсе не обязательно.
Сегодня данную ошибку повторяют многие христиане, особенно живущие в экономически развитых странах. В своей книге «Борьба: христианская причина для ненасилия» в главе под названием «Американский милитаризм и евангельские церкви» Престон Спринкл приводит выдержку из статьи «Милитаризм», помещенной в Оксфордском Английском Словаре. В ней говорится о том, что британский милитаризм основан на «вере или желании того… что страна должна поддерживать сильную боеспособность и проявлять готовность использовать ее агрессивным образом для защиты и содействия осуществлению национальных интересов» (цит. по: Preston Sprinkle. Fight: A Christian Case for Nonviolence (David C Cook, Colorado Springs, USA, 2013), P. 26). Интересное выражение: «агрессивным образом для защиты», как будто других способов защиты национальных интересов просто не существует. Получается, авторы данной статьи оправдывают использование агрессии и насилия в мирных целях! Разве не все диктаторы мира использовали эту отговорку? Как же нам отличить их обещания от обещаний современных политиков?
Примечательно, что эту идею исповедуют даже самые консервативные церкви. Например, известный кальвинистский богослов Вайн Грудем в своей книге «Политика согласно Библии» (2010) рассматривает «преобладающую мощь американского вооружения» как «хорошую вещь для всего мира», самодовольно заявляя: «Ценность мира во всем мире проходит через военный потенциал Соединенных Штатов» (цит. по: там же, с. 27). Таким способом Грудем оправдывает войну США в Ираке и в Афганистане (см. там же, с. 167). Сам Спринкл, став на сторону христианского пацифизма, но формально оставаясь в своей церкви, не находит поддержки со стороны бывших друзей: «Христианская культура, в которой я воспитывался и все еще служу Богу, является внеконфессиональной, консервативной и реформатской. В течение нескольких лет я был под влиянием Джона Пайпера, Джона МакАртура, Роберта Ч. Спрола и многих других, кто плавает в том же пруде. Поразительно, но большинство представителей этой традиции несогласно с моим мнением…» (там же, с. 25-26).
Но правильно ли таким образом относиться к Творцу? Разве не в праве Библейский Бог вести Себя по другим стандартам поведения, чем те, которые приписываем Ему мы? Может быть, мы сами придумали себе Бога, Который лучше бы удовлетворял нашим не только потребностям, но и интересам? Разве не должны мы доверять библейскому портрету Бога перед лицом наших приземистых представлений о Нем? Ниже мы попытаемся ответить на все эти вопросы.
Надежность Проигрывающего Бога
Когда я учился в Донецком Христианском университете, многие американские преподаватели, знакомясь с нашими историями гонений за веру, со слезами на глазах благодарили Бога за это в своих молитвах, а некоторые признавались, что не знают, как бы они сами повели себя, попав в такие обстоятельства. Но мы удивлялись такой реакции верующих, живших в благополучной стране, где никогда не было атеистических гонений, и говорили им: «Не переживайте сильно. Если это коснется и вас, то Бог Своих детей не оставит». И хотя большинство из них верили в т.н. «вечную безопасность» верующего, долгое время никак не могли успокоиться. Всему этому мы удивлялись, поскольку уже привыкли доверять с виду проигрывающему Богу.
Мы привыкли к тому, что общество на местах нашей учебы или работы относилось к нам как к религиозным мракобесам и отщепенцам. Мы уже привыкли к тому, что не могли получить хорошего образования и высокооплачиваемой работы. Мы привыкли собираться в лесах, когда соседи не давали нам возможности собираться в наших домах, уведомляя милицию о том, что мы начали сходиться в одно место. Мы уже привыкли к тому, что за нами постоянно следили, особенно когда мы собирались идти на свои собрания, и даже в электрических счетчиках наших домов и квартир были установлены подслушиватели. В таких случаях мы включали музыку и говорили приглушенными голосами.
Мы привыкли к тому, что наши лесные собрания проходили без пения, поскольку нас могли услышать рыскающие везде сыщики. Мы уже привыкли к постоянным переписываниям, когда нас заставала «врасплох» милиция. Часто нас погружали в воронки и отправляли местное отделение милиции для установления личности. Мы привыкли платить непомерные штрафы вплоть до конфискации имущества. Мы привыкли петь печальные песни, обращаясь к Богу за помощью, чтобы устоять в этих испытаниях. И мы даже не знали, что можно было жить как-то иначе, поскольку Бог был всегда рядом.  Да, тот самый Бог, Который десятками лет все еще никак не побеждал окружавших нас со всех сторон безбожников. И никто из нас не ожидал от Него какого-то другого поведения.
Проигрышные победы Бога
Но разве не так и должны жить верующие, — думали мы. Разве не так жили ветхозаветные пророки и новозаветные верующие? И разве из-за этих обстоятельств Бог перестал быть Тем, Кто помогает? Вообще, если присмотреться к Библии, то мы видим особый Божий интерес к слабым людям. Оказывается, Ему более удобно использовать в Своих целях людей не сильных, умных и одаренных, а простых, слабых и посредственных. Поэтому сплошь и рядом в Библии мы находим нарушение Богом, например, принципа «первенства», определяющего права наследования. Неудивительно, что часто осуществлял различные победы руками слабых, но доверяющих Ему людей.
Все это указывает на то, что израильтяне научились доверять Богу, не только использующему, но и довольному слабыми исполнителями Его воли. И это вселяло в них мужество, когда вокруг не было видно ни одного повода для надежды. Например, Авраам не переставал верить в то, что Бог пошлет ему сына, когда его годы жизни уже склонились к закату. По-человечески ему – семидесятипятилетнему старцу — уже ничего не светило. Но он прождал исполнения этого обетования двадцать пять лет! И Бог исполнил Свое обещание тогда, когда надеяться на это было равнозначно безумству. Таков наш Бог – любящий нас удивлять. Но двадцать пять лет для Авраама Он был похож на неудачника.
Семнадцатилетний Иосиф рассказывал своим родным сны, в которые никто из его братьев и даже родной отец поверить не мог. Но через долгих тринадцать лет его сны сбылись, причем с абсолютной точностью: Иосиф стал вторым после фараона лицом в Египте! Случайность – скажите Вы. Может быть, а может и не быть! Слишком много деталей для простой случайности. Надеяться на это Иосифу было особенно трудно после предательства его братьев, продажи его в Египет и во время его пребывания в тюрьме целых одиннадцать лет. Ему казалось, что в его случае Бог проиграл и не достоин доверия, но в решающий момент все изменилось к лучшему, и надежда Иосифа увенчалась благословением.
Следующий персонаж Библии – многострадальный Иов. Нам неизвестно, как долго он ждал торжества своей праведности. Но горе его было непосильным для любого смертного. Лишившись большого имущества, своей опоры в жизни – дорогих детей, а потом и самого здоровья, он как никто другой на его месте имел полное право спросить  Бога: «Где обещанные Тобой благословения?» Его друзья и жена отвернулись от Иова, но он продолжал верить, за что Бог вознаградил Его своими благословениями. Находясь почти при смерти, он нашел в себе силы воскликнуть: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его» (Иов. 19:25-27). А до этого времени Господь, на которого он уповал, был похож на проигравшего Господа.
Другой Божий человек –
Моисей сорок лет пас в пустыне
И к служению призван лишь был,
Когда силы его истощились
И угас его жизненный пыл.
Когда Бог призвал его на Свой труд, Моисей уже потерял интерес к тому, что раньше его сильно захватывало. Сорок лет Бог не только молчал, но и бездействовал, что было равносильно проигрышу во всех Его планах относительно жизни Моисея. И вот, когда тому стукнуло восемьдесят, Бог призвал его на Свой труд. И, что самое удивительное, не опоздал. С этим стариком Он успел сотворить столько всего, что до сих пор евреи почитают его наравне с Авраамом. Но сорок лет Моисея мог считать своего Бога проигравшим.
И здесь мы подошли к Иисусу Навину, о котором было сказано: «Никто не устоит пред тобою во все дни жизни твоей; и как Я был с Моисеем, так буду и с тобою: не отступлю от тебя и не оставлю тебя» (Нав. 1:5). Кажется, в этом случае уже нельзя сказать чего-либо о проигравшем Боге. Да, мы часто вспоминаем его победы над ханаанами, но… были ли эти победы достаточными? По крайней мере, последние цели Бога не были осуществлены этим великим полководцем: многие хананеи, которые подлежали истреблению, остались живы, а те из них, которые должны быть изгнаны из Палестины, остались в ней жить. Но и этот Свой «проигрыш» Бог использовал с пользой для Своего дела: «За то, что народ сей преступает завет Мой, который Я поставил с отцами их, и не слушает гласа Моего, и Я не стану уже изгонять от них ни одного из тех народов, которых оставил Иисус, когда умирал, — чтобы искушать ими Израиля: станут ли они держаться пути Господня и ходить по нему, как держались отцы их, или нет? И оставил Господь народы сии и не изгнал их вскоре и не предал их в руки Иисуса» (Суд. 2:20-23).
Сам Иисус Навин предупреждал Божий народ такими словами: «Не сообщайтесь с сими народами, которые остались между вами, не воспоминайте имени богов их, не клянитесь ими и не служите им и не поклоняйтесь им… Если же вы отвратитесь и пристанете к оставшимся из народов сих, которые остались между вами, и вступите в родство с ними и будете ходить к ним и они к вам, то знайте, что Господь Бог ваш не будет уже прогонять от вас народы сии, но они будут для вас петлею и сетью, бичом для ребр ваших и терном для глаз ваших, доколе не будете истреблены с сей доброй земли, которую дал вам Господь Бог ваш» (Нав. 23:7, 12-13). Получается, что Бог Израиля не проиграл, допустив некоторым хананеям жить в земле обетованной, но с виду это было похоже на проигрыш. Получается, иногда людям только кажется, что Бог проиграл, но в действительности Бог делает временные уступки злу для того, чтобы обратить его существование в добро.
Прошло время, и период судей сменился периодом царей, а тот – и периодом царств. И здесь мы встречаем еще одного страдальца Божьего – Давида, который в одном из своих псалмов писал с надеждою: «Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога; ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего» (Пс. 42:5). Этот выдающийся царь Израиля был вынужден прятаться от Саула до тех пор, пока Бог не даровал ему обещанный престол. Сколько это заняло время, трудно сказать, поскольку статистика жизни Саула несколько запутана. Иосиф Флавий утверждает, что Саул правил 18 лет до смерти Самуила, которая предшествовала смерти царя лишь на четыре месяца. Это значит, что Саул преследовал Давида около пятнадцати лет. И снова Бог долгое время оставался в проигрыше, но затем быстро наверстал упущенное.
Потом Бог наказал Свой народ периодом разделенного царства. Поскольку же израильский народ продолжал нарушать волю Божью, Господь позволил Ассирии захватить Северное царство, а потом царю Вавилона – и Южное. В обоих случаях враги переселили большое число евреев из Палестины в другие земли, а Иерусалим лишился самого драгоценного достояния еврейской нации – священного храма. Что же мы можем сказать об этом периоде «неудач» Бога? Были ли они только мнимые, или же реальные, но имевшие кроме прочих и положительные последствия? Скорее всего, имело место второе: Бог расселил израильтян по всему миру, заблаговременно преследуя цель распространения вести Евангелия по всей Римской империи, причем используя перевод  Священного Писания евреев на греческий язык.
Но как отнеслись к этому сами Божьи пророки? В период халдейского вторжения в Палестину жил такой пророк Божий, как Аввакум. Будучи очевидцем всей той трагедии, которую испытал тогда израильский народ, он, тем не менее, пишет следующее: «Я услышал, и вострепетала внутренность моя; при вести о сем задрожали губы мои, боль проникла в кости мои, и колеблется место подо мною; а я должен быть спокоен в день бедствия, когда придет на народ мой грабитель его. Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, — но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего. Господь Бог — сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня!» (Авв. 3:16-19). Очень достойная позиция для Божьего пророка! Не в пример всем нам.
Наконец, нам следует сказать немного о самой страшной странице истории Израиля – периоде господства над ним греческих правителей, хотя он остался неописанным в Библии. Именно в это время иудаизм претерпел наиболее жестокие гонения и страшные страдания, которые когда-либо испытывал до времени разрушения второго храма в 70 г. по Р.Х. Не оправдал ли Бог здесь всех надежд Израиля? Евреи извлекли из этого периода очень важный урок: если они не покаются, то их не спасет ни царь, ни священник, ни они оба в одном лице. Четыреста лет молчания Божьих пророков также показали Израилю, как плохо оставаться бесчувственными к Божьим призывам. Прошло это время — и Бог заговорил к Израилю другим языком – не справедливости, а любви. И если отвергнув прежний призыв, он мог еще рассчитывать на второй, то отвергнув второй, рассчитывать на какой-либо другой ему уже не придется.
В Новом Завете мы встречаем священника Захарию, который вместе со своей женой молился о сыне. Но проходили года, десятилетия, а сына все не было и не было. И вот, когда уже сами родители забыли о своих чаяниях, Захарии, дожившему до преклонных лет, является ангел с вестью: «Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются» (Лк. 1:13-14). Дорогой друг! Если ты разуверишься в исполнимости своих прошений к Богу, вспомни этот пример из жизни священника Захарии и его жены, как сказано:  «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Ис. 49:15). Заметьте, что эти слова были адресованы такому народу, который до сих пор не имеет ни храма, ни священства, ни системы жертвоприношений и даже его правитель не является религиозным лицом.
Мы также можем вспомнить Лазаря, пролежавшего у ворот богача всю свою жизнь. Но он продолжал верить в «неудачливого» Бога. Но наибольшимй пример представляет Собой Сам  Иисус Христос, Который явил его нам в самый тяжелый для Него час. Его первый ученик, который попытался вступиться за Него в Гефсиманском саду, много лет спустя написал следующее: «Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» (1 Пет. 2:21-23). Итак, каждый из нас должен проявить подобное же доверие Господу, когда нас постигнут «по воле Божьей» различные жизненные испытания. Да, некоторых из нас Он избавит от этих страданий, как сказано о тех, «которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими» (Евр. 11:33-35).
Но Писание на этом не останавливается и продолжает: «Иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр. 11:36-38). Вот почему апостолы Христа никогда не брались за оружие, чтобы доказывать себе или кому-либо всемогущество Божье. Это было бы не просто «медвежьей услугой» Богу, а пощечиной, позорящей верховенство Его власти. Настоящая власть доказывается не количеством армий и превосходством вооружений, а степенью долготерпения к врагам. А в нашем случае нам заповедано не просто их долготерпеть, а именно любить.
Заключение
Выше мы убедились в правоте следующего утверждения: «Прав тот, за кем будет последнее слово». Божьи «неудачи» с Его народом отчасти имеют мнимый, а отчасти временный характер. Но в одном мы должны быть уверены всегда: Бог никогда не опаздывает, а значит Ему стоит доверять даже посреди бедствия. Перенесение некоторой части незаслуженных страданий нам жизненно необходимо, поскольку учит уму разуму. В любом случае, это — не повод для расстройства или отчаяния, поскольку на протяжении долгой истории Израиля Господь явил нам множество примеров того, как Он восполнял «упущенное». И даже если это произойдет лишь в будущем нашем существовании, оно все равно произойдет, поскольку конечная наша цель – благосостояние не временное, а вечное. А это стоит любых наших страданий на земле! Как же должен вести себя Божий человек в дни бедствия, когда, похоже, Бог оказался в проигрыше? Так, как вел себя в такое же время пророк Аввакум: «А я должен быть спокоен в день бедствия, когда придет на народ мой грабитель его».

Геннадий Гололоб

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Solve : *
24 − 15 =