"Выйди из земли сей…"

«Выйди из земли сей…»
Гололоб Г.А.
Разразившаяся в 2014 году в Украине война поставила многих верующих, живущих в Донецком регионе, в неловкое положение: что делать более правильно – оставаться жить на месте с опасностью для жизни или стать беженцем, избегая этой опасности? Мы знаем, что одни христиане предпочли остаться в родных краях, несмотря на опасность, другие – избрали себе другое место жительства, ища себе лучшей доли. Кто из них был прав, а кто нет, или же каждый был прав по-своему? Неверующие люди не задаются подобными вопросами, но христианам важно знать более точный ответ, чем руководствоваться в таком случае — простым желанием избежать опасности, просто воспользоваться удобным случаем или признать нечто более важное, чем собственная безопасность.
Данная ситуация немного напоминает собой вопрос об эмиграции, т.е. о переезде в другую страну, мотивированном экономическими трудностями. Имеет ли право христианин решать свои проблемы любой ценой, что можно сказать и иначе: может ли он руководствоваться соображением только «использования удобной возможности», не имеющим каких-либо ограничений или оговорок? Что говорит нам Библия относительно того, как следует себя вести в большой опасности для нашей жизни в том месте, где мы родились и живем, а также как относиться к появлению удобного случая, чтобы сменить свою Родину, т.е. к возможности переезда в другую страну? Ниже мы предложим читателям свои рассуждения по этому вопросу, ориентируясь на библейский материал.
Библейские примеры скитаний
Библия представляет нам много материала относительно скитаний по различным странам многих Божьих людей. Диакон Стефан в своей речи перед синедрионом фактически излагает историю всего Божьего народа как скитание. Автор Послания к евреям также описывает многих Божьих мужей в их странствиях по Земле. Авраам должен был бросить свою страну и сменить ее другой. Его потомки бродили по Ханаану как по чужой земле, поскольку не имели постоянного пристанища. Израильский народ оказался в египетском рабстве, из которого был выведен Богом в обещанную Им страну.
И, даже обретши свою постоянную Родину, евреи часто подвергались различным нападениям, опустошениям, оккупации и даже выселениям, самыми страшными из которых было Ассирийское (для израильтян), а затем и Вавилонское (для иудеев) пленение. Уже небиблейские источники говорят нам о том, что даже после возвращения евреев из последнего пленения, они так и не получили права иметь собственного царя, а шаткое правление Хасмонеев вскоре сменилось римским порабощением в виде гнета вассального царства Ирода.
Одним словом, по всему видно, что Бог готовил Свой народ не для земной, а для Небесной Родины. Понятно, что «во Христе» уже не имеет значение ни место, ни время, в которых мы живем. Но нам нужно как-то жить и в этом мире? Как же нам относиться к собственной национальности и к родной стране подобно тому, как нам интересно знать, как же христианин должен относиться к науке, к труду, к досугу, к искусству и т.д. Разумеется, как и всегда, нам придется отвечать на этот вопрос, собирая по крупицам соответствующую о нем информацию из Слова Божьего. Затем нам необходимо будет ее упорядочить, т.е. классифицировать и систематизировать, преобразовав в одно цельное учение.
Адам
Изгнание из Едема Адама и Евы представляет собой самый плачевный вариант скитаний, вызванный нашими (человеческими) грехами. Этот опыт нам настолько очевиден, что не требует какого-либо объяснения. Весьма печальна в этом смысле история, например, Иакова, оставившего свой дом неблаговидным образом и отправившегося жить к дальним родственникам. Можно здесь вспомнить также и раба Филимона, бежавшего от своего хозяина после того, как обворовал его. Или еще один пример: евангельский «блудный сын» из известной причти Иисуса Христа, оскорбивший своего отца. Все они имели трудный путь возвращения к Богу. И мы не пожеланием никому его повторить, хотя это случается со многими сплошь и рядом.
Ной
Ной был единственным, кто сменил свою родину путем избавления от всеобщей погибели. Мы не знаем точно, где он жил до всемирного потопа, но Бог приготовил ему чудесную страну. И когда прозвучал призыв: «выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою» (Быт. 8:16), Ной возрадовался, что снова увидел землю. В этой истории нет ничего удивительного, поскольку Ной со своей семьей оставил свою бывшую родину и приобрел новую, поскольку спасался от зла и греха. Единственный урок из нее состоит в том, что во имя спасения (причем не только физического, но и духовного) стоит оставить свою земную родину, чтобы сменить ее на другую.
Авраам
Авраам оставил Ур Халдейский по Божьему повелению или бежал из него, спасаясь от опасности? Следует полагать, скорее всего, что имело место и то, и другое. В данном случае Бог приготовил Аврааму подарок – новую Родину, если не говорить о сыне. Конечно, нельзя сказать, что Бог вывел из родной страны вопреки его личному желанию, поскольку в этой стране было грубое идолопоклонство, угрожавшее его духовному состоянию своим массовым характером.
Стало быть, Бог, призывая Авраама оставить свой дом и страну, шел на встречу его личному желанию. И если десять праведников теоретически еще могли как-то влиять на ситуацию в безбожном Содоме, то одному Аврааму сделать это было бы не под силу в Уре Халдейском. Иными словами, Бог был инициатором оставления им своей родины с тем, чтобы получить взамен нечто лучшее. Это аргумент для всех тех, кто следует Божьей призванию идти в другую страну, но с одной оговоркой: в которую указывает ему Сам Бог.
Лот
История с переселением Лота похожа на историю Ноя. Инициатором выхода Лота из Содома был Господь. «И сказали мужи те Лоту: кто у тебя есть еще здесь? зять ли, сыновья ли твои, дочери ли твои, и кто бы ни был у тебя в городе, всех выведи из сего места» (Быт. 19:12). Поскольку Лот медлил, они подталкивали его к спасению на гору, куда он их сам попросил. В принципе, из этой истории мы берем следующий урок: нельзя медлить, когда речь идет о спасении своей души и душ родных тебе людей. Нельзя даже оглядываться на этот мир — жена Лота сделала это и погибла. Итак, если Бог призывает нас к оставлению своего города или страны по причине духовной опасности, мы не должны медлить или раздумывать долгое время.
Иаков
Когда Иаков согрешил против своего отца, то бежал в Харран к своим родственникам. На этот раз его бегство было вызвано справедливым гневом его брата, Исава. Но находясь там, однажды он услышал Божий призыв: «Я Бог явившийся тебе в Вефиле, где ты возлил елей на памятник и где ты дал Мне обет; теперь встань, выйди из земли сей и возвратись в землю родины твоей» (Быт. 31:13). Возврат на родину был для Иакова весьма мучителен, так что он вступил в борьбу даже с самим Богом. Но, перестав уповать на свои подарки, он смог примириться со своим братом, мести которого опасался, и Бог благословил его возвращение на родину. Урок из этой истории такой: бегство и возвращение домой должны иметь законные основания. А если они и случились по иным причинам, необходимо искреннее раскаяние, чтобы Господь загладил вину беспочвенного оставления собственного дома и своей страны.
Иосиф
Иосиф покинул родные места вынуждено, но, находясь на службе у фараона, не спешил вернуться или даже посетить отчий дом. Что это значит? Конечно, он тосковал по отцу и по родной земле, но не хотел подставить своих братьев. Поэтому мы не можем сказать того, что его отчуждение от родных мест было желанным. Скорее, напротив, вынужденным. Поэтому как только появилась удобная возможность, Иосиф, правда, не вернулся домой, но пригласил к себе отца и братьев. Получается, что в чужих краях можно также искать счастья, но при одном условии: если там созданы благоприятные обстоятельства. Иосиф никогда бы не пригласил в Египет свою семью, если бы точно знал, что им там будет плохо.
Моисей
Моисей вывел Израильский народ из Египта, спасаясь от опасности или по повелению Божию? Он сделал это также по обеим этим причинам, поскольку евреи уже давно искали возможности избавлении от рабства. В данном случае Бог отвечал на их молитвы, а не просто предоставил им подарок – Землю обетованную. Иными словами, Бог преследовал здесь две цели, а не одну: избавить и подарить.
Снова-таки здесь мы не можем рассуждать о том, что Бог мог бы использовать порабощенный Израиль в целях вразумления безбожных египтян. Израиль в своем приниженном состоянии вряд ли мог оказать какое-либо воздействие на жизнь той страны, в которой он был вынужден временно пребывать. Они должны были строить жизнь в собственной стране. И это — аргумент для всех патриотов. Из этого получается следующий вывод: в чужой стране не сладко даже в нормальных условиях (чужой язык, чужие обычаи, настороженное отношение окружающих).
Иов
Это праведник Божий некоторое время был вынужден жить в отдалении не только от своих родных, но и от своего народа. Даже его друзья пытались убедить его в том, что его положение было вызвано какими-то скрытыми грехами. Но Иов не мог знать, какую именно цель в его жизни преследовал Бог, поэтому со временем допустил в своем сердце ропот на Него. Тем не менее, в целом он выдержал данное испытание, а за свой ропот попросил прощения. И Бог восстановил все утраченное им. Урок из этой истории таков: мы не можем знать в точности воли Божьей в случае конкретного бедствия. И если Бог его допускает, то нам следует его перенести с покорностью.
Раав
Раав была вынуждена оставить свою страну по вере. Это аргумент в пользу мнения о том, что нечестивую родину не только можно, но и нужно оставить. И здесь нас не должны остановить ни необходимость изучения нового языка и культуры, ни что-либо подобное. Раав должна была бежать из своего города, но поскольку этот город должен был перейти к израильтянам, ей пришлось стать изменницей своего народа. И здесь мы видим аргумент против патриотизма, действующий на одном условии: если существует опасность, причем именно духовная, а не просто физическая.
Иеффай
В период Судей евреи периодически попадали под власть языческих иноземцев. Но иногда некоторых из них изгоняли в собственном народе или племени. Таковым был, например, галаадитянин Иеффай. Поскольку этот потомок Манасии был сыном наложницы, его родные браться изгнали его из родительского дома. Таким образом Иеффай бежал в землю Тов (возможно, на северо-восток от Галаада), где собрал шайку разбойников и совершал набеги на местных жителей (Суд. 11:1-3).
К тому времени израильтяне за свои грехи перед Богом подпали под власть филистимлян и аммонитян (Суд. 10:6-8). Аммонитяне даже перешли Иордан и стали нападать на колена Иуды, Вениамина и Ефрема (ст. 9). Когда же израильтяне раскаялись в своем грехе и обратились с мольбой к Господу, Бог смилостивился над ними (ст. 10-16), послав им в предводители Иеффая (Суд. 10:17,18; 11:4-11).
В этой истории мы видим временное изгнание Иеффая и его последующее возвращение в родные края. Было ли справедливым первое действие родных Иеффая? Сейчас мы не считаем его справедливым, поскольку Бог любит каждого человека, независимо от грехов его родителей. Но тогда это было нарушением общественных табу. Могут ли христиане изгонять кого-либо из своей страны? Пожалуй, нет. Применять насилие над кем-либо им не позволено, тем более репрессии или казни.
Что же мы можем сказать о втором действии. Израильтяне позвали на помощь того, кого некогда изгнали. Это было стыдно, но необходимо. Можно, конечно, засомневаться в искренности их чувств. Но Иеффай был обеспокоен больше честью своей поруганной родины, чем собственной репутацией, хотя он и намекнул им об их нечестии и вступил с ними в договоренность о том, что он будет их правителем в случае победы над врагами. Тот факт, что он отложил в сторону личные обиды в имя общенациональных интересов, говорит в пользу мнения о необходимости воспитания патриотических чувств христианина.
Руфь
Эта женщина связала свою судьбу с израильтянином, пришедшим в ее страну по нужде, но пережила тяжелое горе преждевременной смерти своего супруга. И когда ее свекровь возвращалась домой, она решила сменить свою родину. И это произошло не только по причине личной привязанности к Ноемини, а по причине уверования в Бога Израиля. Иными словами, это действие Руфь совершила по духовным мотивам, а не только лишь по причине существования физической опасности или экономических проблем. В самом Израиле ее ожидала, может быть, даже еще худшая доля, но она понимал, что была с Истинным Богом. Итак, мы видим, что переезд в другую страну по духовным причинам вполне позволителен.
Давид
Давид долгое время скитался от преследований Саула и даже своих родителей отправил к родственникам в Моав. При этом ему приходилось даже некоторое время жить в стане врагов Израиля – филистимлян. Поначалу у него была такая тяжелая жизнь, что трудно вообще сказать, где была у него родина, поскольку филистимский царь относился к нему лучше, чем израильский. При этом важно понять, что Давид шел к своей (вернее, даже к Божьей) цели не любыми путями, поскольку дважды щадил Саула, когда имел возможность убрать его со своего пути. Он хотел сохранить доверие всего Израиля к нему, как к Богом избранному царю. Этот факт говорит в пользу патриотизма Давида.
Но здесь поднимается сложный вопрос: «Воевал ли Давид со своим народом, когда жил в филистимской земле?» Мы все же склонны считать, что он грабил лишь соседние языческие страны, а когда говорил, что грабил Израиль, то делал это лишь для видимости, из боязни, что его осудят филистимляне. И в нашу пользу свидетельствует тот факт, что, когда филистимляне пошли войной на Израиля, их царь благоразумно отозвал отряд Давида домой. Поэтому мы не можем согласиться с тем мнением, что Давиду была совершенно безразлична его родина. И то, что весь Израиль, в конце концов, принял его правление – также свидетельствует в пользу нашего мнения. Итак, в целом бегство и скитания Давида не лишили его патриотических чувств, и он не мстил свой народ за нерешительность или измену.
Иеровоам
Ефремлянина Иероваама преследовал до конца дней своей жизни царь Соломон. «Соломон же хотел умертвить Иеровоама; но Иеровоам встал и убежал в Египет к Сусакиму, царю Египетскому, и жил в Египте до смерти Соломоновой» (3 Цар. 11?40). Причина этому описывается в Библии таким образом: «Тебя Я избираю, и ты будешь владычествовать над всем, чего пожелает душа твоя, и будешь царем над Израилем; и если будешь соблюдать все, что Я заповедую тебе, и будешь ходить путями Моими и делать угодное пред очами Моими, соблюдая уставы Мои и заповеди Мои, как делал раб Мой Давид, то Я буду с тобою и устрою тебе дом твердый, как Я устроил Давиду, и отдам тебе Израиля; и смирю Я род Давидов за сие, но не на все дни» (3 Цар. 11:37-39).
Этот человек известен тем, что Бог использовал его для разделения Единого Израильского царства на два: Северное (Израильское) и Южное (Иудейское) царства. С этого времени для жителей их обоих настало трудное время соседского сосуществования. Веря в Единого Бога, они не должны были воевать друг с другом, но, вступая в союзы с различными странами, им нередко приходилось это делать. Между тем Бог не переставал посылать Своих пророков в оба эти царства, не обращая внимание на это разделение (см. напр. жертвенник из двенадцати камней, сооруженный пророком Илией, или выражение «две сестры» у Иеремии).
Следует отметить, что Иеровоам не сохранил верности Богу, когда Бог возвратил его в свою землю и даже даровал ему царский престол над Израилем. Но это уже другая история. Нам здесь важно понять лишь то, что Бог хранит Своих людей на чужбине до тех пор, пока они сохраняют Ему свою верность. И сколько бы долго им не пришлось ждать возвращения на Родину, они непременно его дождутся, оставаясь послушными Богу. Разумеется, Бог предвидел тот факт, что Соломон будет преследовать Иеровоама во все дни жизни своей, но не определял его.
Пророк Иона
Пророк Иона, с одной стороны, был призван Богом идти в Ниневию с проповедью Слова Божьей, а с другой – бежал от этого призыва в другую страну, но безуспешно. Здесь мы видим пример того, что, если человек желает слушаться воли Божьей, ему придется выполнить ее даже вопреки собственным чувствам и предпочтениям. Попав во чрево кита, Иона взмолился о пощаде, но этот факт не означает того, что Бог достигает Своих целей лишь через насилие. Нас интересует в этой истории тот факт, что иногда Божья воля заключается в том, чтобы мы служили другим народам, а не собственному. И хотя это случается довольно редко, такая возможность не исключена полностью. Просто в тех обстоятельствах у Бога не было более лучшего выбора, чем «непослушный» Иона.
Пророк Илия
Этот пророк был вынужден скитаться, спасаясь от преследований израильского царя Ахава. В этом его судьба похожа на многих других пророков, о которых мы не будем здесь упоминать. Иногда Илия был вынужден даже прятаться на языческой территории, что, с одной стороны, свидетельствует о том, что Бог не забывает и язычников, где также совершал различные знамения и чудеса, а с другой – допускает некоторые страдания и мытарства Своим детям. Поэтому пророк Илия проповедовал в Финикии, а Елисей — в Дамаске.
В этой истории нам важно подчеркнуть Божью защиту Своих людей от различных преследований не только в чужой земле, но и в собственной. При этом важно подчеркнуть, что само бегство в чужие земли не является абсолютно необходимым для христианина. Иногда допуская это, пророк Илия все же постоянно возвращался в свою землю, поскольку нес непосредственную ответственность именно за нее, а не за другие земли.
Пророки периода Вавилонского пленения: Иеремия, Даниил и Иезекииль.
Иеремия был священником, которого Бог призвал к новому служению пророка в его юности примерно в 625 году до Р.Х. Но всеобщее внимание он привлек к себе лишь после того, как погиб в битве при Мегиддо (609) царь Иосия и родному его городу Анафофу стало угрожать войско Навуходоносора. За свои обличения царя Иоакими, Иеремия неоднократно преследовался (Иер. 22:15-19). Когда в 604 г. по Р.Х. после победы над фараоном был коронован в Вавилоне Навуходоносор II, Иеремия призвал иудейский народ к повиновению его владычеству, чем вызвал на себя всеобщий гнев. Пророка объявили изменником и бросили в ров, где он едва не погиб, но позже был извлечен из него и помещен в обычную тюрьму. Вероятно, в этой тюрьме он и застал захват Навуходоносором Иерусалима.
Халдеи освободили пророка, и он стал советником Годолии, нового наместника Иудеи. Но вскоре Годолия был убит оппозиционерами, которые, бежав в Египет от гнева Навуходоносора, забрали с собой и Иеремию. Последние дни своей жизни он жил и проповедовал в иудейской колонии Египта, где и принял, по преданию, мученическую кончину. Не ясно, пошел ли Иеремия в Египет добровольно, или же вынуждено. Вероятнее всего, он был уверен в благополучии тех иудеев, которые остались под властью вавилонян, но решил разделить скитание той группы иудеев, которые не соглашались на такую судьбу. Здесь проявился его пророческий долг – быть там, где тяжелее.
Пророк Даниил и пророк Иезекииль были уведены в плен в 597 г. до Р.Х., когда Навуходоносор вывел из иудейской земли первую партию плененных. В отличие от Даниила, вынужденного жить в столице Вавилонского государства, Иезекииль был поселен на берегу канала Ховара, недалеко от Ниппура. Свое поселение иудеи назвали Тель-Авив. Лишенный возможности совершать богослужение в качестве священника, которым он был изначально, Иезекииль стал наставником изгнанников (Иез. 8:1; 14:1; 20:1). Больше нам о нем ничего неизвестно.
Рассуждая о жизни Божьего народа в изгнании, нам важно понять следующее: Божьи люди, даже находясь на чужбине, продолжали служить своему отечеству. Они оставались верными Богу на том месте, где Он допустил им находиться. Если бы им посчастливилось дожить до указа царя Кира, предоставляющего право всем евреям возвратиться в свои земли, они бы с радостью воспользовались этой возможностью. Этого не сделал только пророк Даниил по той простой причине, что к тому времени он был уже в весьма преклонном возрасте.
Иисус Христос
Когда Младенцу Иисусу угрожала опасность расправы со стороны посягательств честолюбивого Ирода, Его родители бежали вместе с Ним в Египет. Там Иисус провел несколько первых лет Своей жизни, поэтому мы ничего не можем сказать об этом событии другого, кроме свидетельства в пользу того мнения, что верующий имеет полное право избегать физической опасности для своей жизни.
Во время Своего служения Иисус часто оставлял пределы Израиля и ходил по языческой территории, спасаясь от выискивавших Его повсюду с целью уличения в каком-либо грехе иудеев. При этом мы видим, что Он не терял времени напрасно, но совершал Свое служение уже язычникам. В этом содержится большой для нас урок: если мы и вынуждены оставить свою родину по объективным причинам, то все равно не имеем права оставлять Божьей работы, которую мы делали раннее на своей Родине.
Исцеленный Христом бесноватый
Господь Иисус не раз просил исцеленных Им людей «идти домой», вероятно, чтобы рассказать там о том, что с ними случилось (см. напр. исцеление расслабленного в Мф. 9:6). Но мы хотим рассказать о другом человеке, которого Он отправил домой, акцентировав это особым образом. Этот человек был язычником, но, испытав не себе силу Божьего исцеления, пожелал последовать за Ним, став Его учеником, «но Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя» (Мк. 5:19). Эти слова перекликаются с одним из важнейших поручений Иисуса Христа, данным Его ученикам: «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8). Почему такой порядок? Потому что начинать благовествовать всегда нужно с родного дома, с родного города, с родной страны. И эту истину поняли лучше всех именно обращенные из т.н. «эллинистов» (см. ниже).
Апостолы и другие ученики Иисуса Христа
Иисус Христос всегда учил Своих учеников тому, что если их будут гнать в одном городе, чтобы они бежали в другой (см. напр. Мф. 10:23). Почему Он это делал? Это Его наставление преследовало не только цель сохранения жизни учеников, но было необходимо также и для осуществления цели благовестия. После Его вознесения на небо, ученики неоднократно подвергались различным преследованиям. При этом они использовали эти неблагоприятные обстоятельства для проповеди Евангелия, прежде всего своим соотечественникам.
Данное обстоятельство чуть не привело к проблеме эксклюзивизма, но «эллинисты» первыми обрались с проповедью Евангелия к грекам. «Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев. Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса» (Деян. 11:19-20). И здесь мы видим то, что нам необходимо проповедовать, прежде всего, с собственного дома, города или страны. Разумеется, если благовествовать «своим» есть кому, тогда можно благовествовать и «чужим», но если кроме нас это сделать некому, мы должны оставаться в родном гнезде, служа именно своему народу, как написано: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8).
Христиане Первоапостольской церкви
После мученичества Стефана многие христиане бежали от опасности, оставив в Иерусалиме только апостолов (Деян. 8:1). Почему же не бежали сами апостолы? Оказывается, кроме личной безопасности существует еще такое понятие как «Божье дело», ставящее перед христианином трудный вопрос, чему отдать предпочтение: семье или церкви. И здесь не может быть однозначного ответа, поскольку следует выбирать то служение, потребность в котором имеет самый неотложный и вопиющий вид. Это значит, что в одних обстоятельствах будет верным один выбор, в других – другой.
Заключение
Выше мы рассмотрели библейские ситуации оставления различными Божьими людьми своей Родины и выяснили, что в своем большинстве они осуществлялись по Божьему повелению, что в наши дни подразумевает поиск каждым христианином Божьего призвания. Без этого особого Божьего водительства мы не можем просто так менять свою Родину, даже если это сопряжено с определенной опасностью. Если мы получаем от Бога особые доказательства, убеждающие нас рисковать своей жизнью, мы должны принять их, как особую Божью волю для нашей земной жизни. Поэтому этот вопрос мы должны согласовывать с Духом Святым так же, как мы это делаем в случае выбора своего супруга или супруги.
При этом каждому из христиан важно понять, что на вопрос о необходимости переезда в другое место жительства нет одного ответа на все случаи жизни даже одного и того же человека, не говоря о жизни других людей. Тем более, когда на нас обрушиваются гонения, мы в первую очередь должны искать того, в чем именно состоит воля Божья для нас лично и для нашей семьи. И для одних будет правильным решением остаться под этой угрозой, если это внушает им Господь, а для других – стать беженцем на том же условии. Конечно, перспектива жить под взрывами снарядов похожа на несение нелегкого служения многодетности или даже на принятие мученичества, но если в этом состоит наш долг (в истинности которого также должны быть убеждены и все члены семьи), у нас нет другого выбора.

Геннадий Гололоб

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Solve : *
30 × 26 =