Моральное прочтение Библии

Моральное прочтение Библии

Гололоб Г.А.

Всякого изучающего Библию с моральных позиций всегда озадачивало в ней одно обстоятельство: применение к Богу такой характеристики, как гнев. Очевидно, что это требует от нас уточнения значения этого слова, поскольку обычно современными людьми оно используется в явно негативном смысле – от самых степенных его коннотаций (неудовольствие, досада, сожаление) до самых экспрессивных (раздражительность, негодование, ненависть, ярость, злоба). Если бы это качество допускалось использовать современным судьям, то таких судей уже давно бы уволили с работы. Действительно, выражать видимо свои чувства – не только негативные, но и позитивные — никакому судье не позволяется. А здесь «Судия всей земли» гневается, пусть и самым справедливым образом — и это считается, согласно Библии, проявлением правосудия высшей степени! Как такое может быть? Задавшись этим вопросом и проведя некоторое исследование, я сделал для себя три удивительных открытия, с которыми и хочу поделиться с читателями этой статьи.

Значение выражения «гнев Божий» в Библии

Какую функцию осуществляет гнев Божий в Священном Писании? Бесспорно, функцию наказания. Но в чем смысл самого этого наказания? Мы обнаруживаем в Библии две цели наказания Божьего: осуждение на гибель и исправление к жизни. Первое проявления гнева нам более понятно, по крайней мере, как одна из распространенных ныне теорий, а второе следует объяснить. Обычно исправительное воздействие наказания Божьего поясняется простой жизненной ситуацией: верующие неоднократно замечали, что когда они мысленно осуждали кого-либо из своих единоверцев, то обычно в тот же миг с ними происходили какие-то несчастия. Ну, например, вместо гвоздя молоток опускался на палец.

Правда, этот пример можно объяснить психологически: когда совесть тебя коснулась, рефлекс сработал, и сразу же последовал результат! В таком случае я приведу другой пример, взятый из жизни моей старшей дочери. Однажды она поссорилась в Доме молитвы с кем-то из своих сестер по вере и возвращалась домой в полном расстройстве чувств. Осознавая, что виновата она сама, тем не менее, она отказалась просить прощения и понимала, что Бог просто должен был ее скоро наказать. Надвигались тучи, а она была без зонтика. Направляясь к остановке, она подумала: «Бог непременно накажет меня дождем…» Но пока она шла, дождя не было. Она дождалась автобуса – а дождя нет. Он начался только тогда, когда она села в автобус. «Странно, — подумала она. – Но мне еще нужно как-то добраться домой, когда я выйду из автобуса».

И как же она была удивлена, когда, сойдя на нужной ей остановке, она увидела, что дождь тут же прекратился. «Неужели у Бога есть чувство юмора, — подумала она, – или Он решил меня устыдить?» Но тут же последовала другая мысль: «До моего дома идти целых десять минут. Дождь все равно пойдет». И вот проходит десять минут, а дождя все нет. И тут моя дочь, пребывая в полном недоумении, допускает крамольную мысль: «Какая я наивная. Все это — случайность. Богу нет дела до этих мелочей…» И только она об этом подумала, как ощутила, что сверху ей на голову кто-то вылил целое ведро воды. На этот раз дождь лил, как перепуганный. Она промокла до нитки за двадцать метров до своего дома! И больше зареклась не предугадывать Божьи действия, а также не испытывать Его долготерпение. А теперь, дорогой Читатель, посчитайте, сколько здесь было поучительных «случайностей».

Но как совмещаются друг с другом оба эти столь различные проявления Божьего наказания – осудительное и исправительное? Обычно считается, что для верующих Божий гнев спасителен, а для неверующих пагубен? Нам рассказывают даже такой пример: ветер человеку, идущему за ним, помогает идти, а идущему против него — препятствует. Не может же Бог относиться к «Своим» точно так же, как к «чужим»? Давайте хорошо запомним эту фразу, поскольку взятая сама по себе она уже обвиняет Бога в лицеприятии. Но не будем торопить события…

До недавнего времени так думал и автор этих строк. Мы – христиане (а в Ветхом Завете подобным же образом мыслили и евреи) не предназначены для осуждения на погибель за свои грехи. Подобным образом некоторые христиане думают, что избегнут страданий предсказанной в Библии «Великой скорби». Пагубное или смертоносное действие Божьего наказания предназначено исключительно для безбожников и нечестивцев. Библейских примеров данному убеждению не счесть! Итак, проявление Божьего гнева разнонаправлено: одним боком оно спасает, а другим – губит. И, кажется, что тут поделаешь, когда так устроена сама жизнь! В нашей – человеческой — жизни, действительно, слишком много неожиданностей, но как-то неудобно относить их к жизни Божьей! Но снова-таки не будем забегать наперед…

С этим выражением, говорящим о том, что Бог наказывает нас лишь исправительным наказанием, конечно, нам нужно быть осторожными, поскольку существует возможность отпадения от спасения. Однако мы обычно связываем отпадение не с совершением самих грехов, а с неспособностью верующего человека раскаяться в них, т.е. с сердечной привязанностью к этим грехам. Только в таком случае исправительное наказание может перейти в осуждающее на гибель. В остальных случаях можно обратиться к Богу за прощением и милостью – и получить желаемое восстановление прежних отношений с Ним. Все это нам хорошо известно, но в чем же состоит первое мое открытие?

Это открытие состоит в том, что покаяться в своих грехах способны не только «мы родимые», но и те грешники, которым мы поспешили вынести осудительный приговор! Пророки неоднократно указывали на желание и готовность Бога спасти каждого провинившегося перед Ним человека, когда он кается:

«Господи! Ты слышишь желания смиренных» (Пс. 9:38);

«Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет» (Пс. 33:19);

«Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс. 50:19);

«Я живу на высоте [небес] и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных. Ибо не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гневаться; иначе изнеможет предо Мною дух и всякое дыхание, Мною сотворенное» (Ис. 57:15-16);

«Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:29).

Получается, что покаяние одинаково необходимо для спасения как грешников, так и праведников.

Вот только тут я впервые понял то, что нельзя Божий гнев подчинить двум прямо противоположным целям, как и нет никакой возможности приватизировать Божью любовь лишь одним людям в отличие от других. Как любовь Божья не может иметь каких-либо любимчиков, так и гнев Божий не может реагировать на грехи одних людей вечным наказанием, а на грехи других – только земным. Соответственно, любой грех опасен для любых категорий людей, если его оправдывать, а не осуждать! И если Бог сделал целью Своего наказания исправление виновного, то данное положение вещей касается абсолютно всех людей – и тех, кто доверил Ему свою жизнь, и тех, кто еще этого не сделал. Итак, Бог постановил путем наказания привести к покаянию и как грешников, так и праведников! Его воля не раздвоена на две безусловные противоположности: губить и спасать.

Что это открытие сказало мне о значении слова «гнев» в его применении к Богу? То, что выражение «гнев Божий» не означает как в Библии, так и в реальности неконтролируемого срыва чувств Бога, повергающего провинившегося перед Ним человека в недоумение: «Что же теперь мне от Него ожидать?» Но нельзя сказать того, что Бог буквально ненавидит нарушителя Его воли, почему и написано: «Не хочу смерти грешника…» Эта фраза, как и фраза «гнев Божий», означает скорее сожаление Бога по поводу того, что случилось, чем выражение высшей степени негодования на грешника.

А как же быть с тем, что мы назвали осуждающим наказанием Божьим? Его следует понимать так же, как и исправительное, но выраженное специфическим языком. Тот факт, что слова «гнев» и «ненависть» (причем не только в отношении к Богу) нельзя понимать буквально, видно на следующем примере: «Если ты ненавидишь ее, отпусти, говорит Господь Бог Израилев» (Мал. 2:16). «Ненавидеть» на библейском языке не означает ничего большего, как просто «оставить». Подобным образом «возненавидел» Амнон Фамарь (2 Цар. 13:15), а также призывал нас Иисус относиться к своим родным (Лк. 14:26). Но если это так, тогда как исправительное значение выражения «гнев Божий» можно увязать с «гибелью» грешников? Об этом мы поговорим после того, как познакомимся со вторым моим открытием.

Значение выражения «бояться Бога» в Библии

Если Бог никогда не ставил перед Собой цели запугать грешника Своими наказаниями, значит мы (люди в целом) не должны относиться к Нему со страхом. Данное положение вещей побудило меня познакомиться со спецификой использования евреями некоторых слов. Оказывается, некоторые библейские слова и целые выражения нельзя переводить буквально, особенно когда они осуществляют роль так называемых «технических» или «служебных» терминов. К данной категории слов и относится глагол «бояться».

Одним из удивительнейших откровений Слова Божьего является многократное его указание на то, что к спасению ведет всякого грешника не только Его милость, но и Его справедливость:

«Весь Израиль услышит сие и убоится, и не станут впредь делать среди тебя такого зла» (Втор. 13:11);

«И весь народ услышит и убоится, и не будут впредь поступать дерзко» (Втор. 17:13);

«Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои» (Откр. 15:4).

Мы заметим себе это на будущее, но сейчас нас интересует попутный вопрос: «Неужели Бога нужно «бояться», чтобы верить в Него и служить Ему?» Нет, конечно. Богу намного приятнее иметь дело не с рабами, а с добровольцами. Скорее всего, мы неправильно понимаем значение слова «бояться». На это самым красноречивым указывает нам следующий текст: «И ныне мы следуем за Тобою всем сердцем и боимся Тебя и ищем лица Твоего» (Дан. 3:41). Бояться Бога и следовать за Ним «всем сердцем» — действия совершенно несовместимые друг с другом. Следовать за Богом искренно может только любящий Его, но не устрашенный Им. Стало быть, «бояться Бога» значит «почитать Его». И это знает каждый еврей – носитель библейского языка. Почему же многие переводчики Библии упрямо игнорируют данное обстоятельство?

Получается, что выражение «бояться Бога», как и «гнев Божий», в Библии не имеет буквального смысла. Кроме того, мы почему-то применяем его к верующим и неверующим людям различным образом. Там, где нам удобно, мы используем его в буквальном смысле, а где неудобно — в «техническом», и наоборот. Но, если «бояться Бога» верующие должны лишь в «техническом» смысле, тогда почему мы применяем это слово к грешникам в буквальном? Разве грешники не должны почитать Бога так же, как и праведники, когда это слово применяется к ним? Разве не об этом говорит данный текст: «Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои» (Откр. 15:4). Слова «убояться», «прославить» и «поклониться» имеют один и тот же смысл.

Стало быть, переводчики Библии неправомерным образом передают оригинальное значение слова «бояться» по-разному в отношении различных категорий лиц. Скорее всего, от слова «бояться» им следовало бы отказаться совсем в пользу значения «почитать». И делать это нужно по отношению ко всем категориям людей. Таким было второе мое открытие. Бога нужно любить, а не бояться. Но здесь мы снова задаем вопрос о погибели или истреблении грешников, как написано: «Потому что очи Господа [обращены] к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло, (чтобы истребить их с земли)» (1 Пет. 3:12). Но нам нужно подобрать другие тексты по этой теме, поскольку слов в скобках нет в лучших списках греческого Нового Завета.

Значение библейского выражения «погибнуть»

Значение термина «погибнуть» вместе с рядом синонимичных ему («уничтожить», «убить», «истребить» и т.п.) мне пришлось подвергнуть тщательному изучению только по той причине, что оно не согласовывалось с двумя предыдущими моими открытиями. Получалось, нужно было либо сохранить их и пересмотреть его, либо сохранить его и отказаться от них. Поэтому я обратил внимание на весьма богатую семантику иврита и вскоре обнаружил, что в еврейском языке имеется много слов, которые являются не только более или менее выразительными, но и прямо противоположными по смыслу в морально плане.

Первый случай нам может проиллюстрировать древнееврейский глагол «баар», имеющий три основных значения: «зажигать», «пасти», «ожесточать». Есть ли что-либо общее для этих значений? И если между «сожжением» и «ожесточением» еще можно найти какую-то параллель, но причем здесь значение «пасти»? И это далеко не редкое явление в языкознании. Для иллюстрации второго случая возьмем глагол «асаф», обычно означающий «собирать». Но это слово может значить «погубить», «уничтожить», «истребить», а также и «отстранить», «убирать», «отослать», «удалить». Но выбор между двумя этими группами значений меняет многое. Если Бог не может ненавидеть грешника и желать Ему погибели, тогда при описании Его отношения к нему мы не должны использовать значение «погубить» в пользу значения «отстранить». Именно это значение подразумевается в Библии под выражением «погибнуть» при описании Божьего наказания. Получается, что грешник, отказывающий Богу в доверии, не подвергается никакой другой опасности, кроме оставления наедине со своим собственным отвержением.

Нам начинают возражать: «Но ведь написано: «Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути [вашем], ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него» (Пс. 2:12)»? Но разве нам все понятно в таком переводе? Разве мы не видим здесь внутренних противоречий? Разве ему нет никаких достойных альтернатив? Чего стоит только Бог, гневающийся за непочтение! Разве Он настолько самолюбив, что способен прибегнуть к крайнему наказанию за простое нежелание Его почтить? Это только в притчах можно было использовать такие понятия: «Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их» (Мф. 22:7). Что касается ясных библейских указаний, то здесь нам предстоит проявить сравнительную большую осторожность для проведения таких параллелей. По античным и даже средневековым понятиям так оно и было, но сегодня мы можем оценить Божье достоинство при помощи моральных критериев. Но смысл этого текста радикально меняется, если его перевести следующим образом: «Почтите Сына, чтобы Он не огорчился и чтобы вы не оказались оставленными Им, ибо это произойдет вскоре. Поэтому лучше уповать на Него». Итак, мы видим, как все в этом тексте сразу начинает выглядеть гармоничным и в моральном плане адекватным.

Теперь мы подошли вплотную к вопросу: «Что делает Бог с теми, кто не желает покаяться и поверить в  Его готовность простить?» Нас с детства учили тому, что таковых людей Бог осуждает на «вечную погибель». Но теперь мы уже знаем, что это не так. Самое большее, что может позволить Себе сделать с такими людьми Бог – это оставить их без Своей заботы, содействия или попечения. И если человек может стать врагом Богу, то Бог человеку – никогда. Поэтому нельзя сказать того, что Бог преследует грешника только за отказ последнего поверить в Него и раскаяться в своих грехах. Такое мнение сильно дискредитирует моральный образ Библейского Бога. Настолько, что неотлагательно требует морального прочтения содержания Библии.

Сказанное имеет большое значение при рассмотрении такого учебного предмета, как Эсхатология. Верующих людей всегда озадачивала история исполнения Божьего плана спасения всех людей. Что за чем должно следовать? Но в наибольшей мере всех интересует вопрос: «Милость Бога должна занять место Его гнева или же только предшествовать ему?» Ветхозаветные пророки учили о Дне Господнем как о дне Божьего гнева, но в Новом Завете он стал Днем милости. Надолго ли? «Вот, я открываю тебе, что будет в последние дни гнева; ибо это относится к концу определенного времени» (Дан. 8:19). Будет ли суд Божий лишь отстрочен, либо будет полностью заменен милостью Божьей? Нам говорят, что суд Божий будет заменен Его милостью только для верующих, неверующих же ожидает отсрочка. Но теперь мы уже знаем то, что и суд Божий, и Его милость преследуют одну и ту же цель – спасти грешника, а не погубить. Получается, что спасительным может быть даже гнев Божий. А если так, тогда почему бы нам не применить его к грешникам?

Действительно, Своим судом над верующими людьми Бог не лишает их вечности, хотя определенное наказание они понесут, как написано: «Если сыновья его оставят закон Мой и не будут ходить по заповедям Моим; если нарушат уставы Мои и повелений Моих не сохранят: посещу жезлом беззаконие их, и ударами — неправду их; милости же Моей не отниму от него, и не изменю истины Моей. Не нарушу завета Моего, и не переменю того, что вышло из уст Моих» (Пс. 88:31-35). Из данного суда верующие извлекают только пользу, как написано:

«Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией» (1 Пет. 4:1-2);

«Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1 Кор. 11:31-32);

«Притом, [если] мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей — для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его.

Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности» (Евр. 12:9-11).

Но если таковым этот суд был и есть для верующих на земле, то почему он не может оказаться таким же для неверующих на Последнем суде, если они там покаются и поверят в Божье милосердие? Это более чем вероятно, поскольку покаяние и вера грешника всегда сменяли гнев Божий на милость. Почему все должно быть иначе на Последнем суде? Стало быть, кающимся не будет никакой преграды также и на суде у Белого Престола. В одной из Своих притчей Иисус учил, что плевелы будут сожжены прежде, чем будут собраны в снопы колосья. Не говорит ли Он здесь  о времени суда над грешниками, который будет предшествовать времени прославления верующих? Этот суд предоставит грешникам последний шанс покаяться и уверовать. И только потом лица всех верующих воссияют в нетленной красоте.

Внимание многих читателей Библии обращает на себя идея универсализма, постепенно развивающаяся в ней вплоть до «последних времен». Впервые мы встречаем ее в виде тезиса о всеобщем благословении при избрании Авраама:

«И благословятся в нем все народы земли» (Быт. 18:18);

«И благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего»

(Быт. 22:18);

«Благословятся в семени твоем все народы земные» (Быт. 26:4).

В последнем случае это благословение совмещено с обетованием дать Аврааму в наследство Палестину.

Затем мы обнаруживаем то, что все народы должны увидеть или познать Божью славу на примере Его обращения с Израилем – наказывающего или избавительного:

«И увидят все народы земли, что имя Господа нарицается на тебе, и убоятся тебя» (Втор. 28:10).

Слово «убоятся» в менталитете древних и современных евреев означает «поклонятся» или «будут почитать».

«Дабы все народы земли познали, что рука Господня сильна» (Нав. 4:24).

Потом мы видим, как Давид описывает все народы прославляющими Бога Израиля:

«Восплещите руками все народы, воскликните Богу гласом радости… ибо Бог – Царь всей земли»

(Пс. 46:2, 8).

«Слушайте сие, все народы; внимайте сему, все живущие во вселенной» (Пс. 48:2).

Да, в некоторых текстах Псалтыря Господь призывается к наказанию беззаконных народов (напр. Пс. 9:21; 58:6, 9), но скорее всего здесь идет речь только о тех народах, которые отвергли Божьи чудеса, как написано: «Да обратятся нечестивые в ад, — все народы, забывающие Бога» (Пс. 9:18). Забыть Бога может только тот, кто что-либо знал о Нем раньше. Остальным ад еще не предписан.

Затем о познании Бога всеми народами говорит в своей молитве царь Соломон: «Услышь с неба, с места обитания Твоего, и сделай все, о чем будет взывать к Тебе иноплеменник, чтобы все народы земли знали имя Твое, чтобы боялись Тебя, как народ Твой Израиль, чтобы знали, что именем Твоим называется храм сей, который я построил» (3 Цар. 8:43). Зачем им нужно быть свидетелями Божьих чудес и знать Бога Израилева? Ответ на этот вопрос дают уже пророки, но Соломон все же его предвосхищает: «чтобы боялись Тебя, как народ Твой». И еще: «Чтобы все народы познали, что Господь есть Бог и нет кроме Его» (3 Цар. 8:60).

Язычники должны и будут в реальности служить Богу, как и Его народ? Это — новое откровение в истории развития ветхозаветного богословия! См. также: «Дабы познали на земле путь Твой, во всех народах спасение Твое» (Пс. 66:3). Здесь две фразы говорят об одной и той же идее: познать путь Божий — это и значит спастись. И пророки Божьи дополняют эту картину: «И увидят народы правду твою и все цари — славу твою, и назовут тебя новым именем, которое нарекут уста Господа» (Ис. 62:2). «Тогда опять Я дам народам уста чистые, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно» (Соф. 3:9).

Важно отметить, что откровение славы Божьей для язычников будет происходить на фоне их разочарования в могуществе собственных богов: «Когда услышали об этом все неприятели наши, и увидели это все народы, которые вокруг нас, тогда они очень упали в глазах своих и познали, что это дело сделано Богом нашим» (Неем. 6:16; ср. Есф. 9:2). Получается, Божьи наказания для язычников служат не только цели их разочарования, но также и цели их переубеждения прекратить сопротивление и стать на Божью сторону! Только данным обстоятельством можно объяснить наличие в Слове Божьем таких слов: «Но Бог не желает погубить душу и помышляет, как бы не отвергнуть от Себя и отверженного» (2 Цар. 14:14).

Описанию «последних дней» человеческой истории посвящена книга Откровение, но вот одна незадача – описано это слишком аллегорическим языком. И, тем не менее, очень интересно встретить такие слова в этой книге, посвященной мести Бога: «Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои» (Откр. 15:4). Получается, открытие судов Божьих привело к всеобщему поклонению Бога! Как это возможно, если все должно закончиться Божьей местью по отношению к непокорным? Так чем же все должно закончиться?

Апостол Петр призывал переносящих зло христиан не мстить своим обидчикам, а по примеру Христа свою судьбу и вопрос возмездия «предать Судии Праведному» (1 Пет. 2:23). Как же поступит этот Судья, когда придет время Его суда над беззаконниками? Самое крайнее, что может сделать Бог для грешника – это отвергнуть его, как написано:

«То Я истреблю Израиля с лица земли, которую Я дал ему, и храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего, и будет Израиль притчею и посмешищем у всех народов.

(3 Цар. 9:7; ср. 2 Пар. 7:20) (обратите внимание на игру слов «истреблю» и «отвергну»);

«И отвергну остаток удела Моего, и отдам их в руку врагов их, и будут на расхищение и разграбление всем неприятелям своим» (4 Цар. 21:14) (сравните между собой пассивные по своей сути слова «отвергну» и «отдам»);

«Не скрой от меня лица Твоего; не отринь во гневе раба Твоего. Ты был помощником моим; не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой!» (Пс. 26:9) (взгляните на синонимичность слов «скрыть», «отринуть» и «отвергнуть», а также на их связь с выражением «во гневе»);

«За зло свое нечестивый будет отвергнут, а праведный и при смерти своей имеет надежду» (Притч. 14:32);

«За то, вот, Я забуду вас вовсе и оставлю вас, и город сей, который Я дал вам и отцам вашим, отвергну от лица Моего» (Иер. 23:39) (смотрите на связь между словами «забуду», «оставлю» и «отвергну»);

«Когда они пойдут, Я закину на них сеть Мою; как птиц небесных низвергну их; накажу их, как слышало собрание их» (Ос. 7:12) («низвергнуть» значит «наказать»);

«Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну» (1 Кор. 1:19) (очень интересно взаимодействуют здесь слова «погублю» и «отвергну»;

«Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3:16).

Все это свидетельствует нам о том, что как Божья любовь означает принятие грешника, так и Его наказание – оставление этого грешника Его любовью. Это значит, что гнев Божий и Его наказание могут быть выражены лишь в пассивном оставлении грешника, а не в активном его преследовании, вплоть до физического уничтожения. На большее Бог не способен. Но может ли Бог оставить грешника без Своей любви не временно, а навсегда? Если да, тогда нужно признать ад местом полного отсутствия Божьей любви. Но, поскольку Божья любовь не может совершенно прекратиться ни в этой, ни в будущей жизни, адом следует считать место, лишь в некоторой степени удаленное от Божьей  любви.

А как быть с вечностью «ада» и «погибели»? Человек не может сопротивляться Божьей любви вечно, тем более в потусторонней жизни. Просто там для этого у него не будет никаких оснований – ни эмоциональных, ни интеллектуальных. Оба вида этих сомнений и проблем целиком и полностью разрешит Последний суд, на котором меч, исходящий из уст Иисуса (Откр. 1:16; 19:15, 21; ср. Пс. 118:13; Ис. 11:4-10; 49:2; Ос. 6:5; Откр. 2:16), осуществит грандиозную победу над Его врагами – победу правды над ложью, а не силы над ничтожеством. А если Бог победит в Слове, то зачем применение Силы? В один миг бывшие враги станут друзьями. И что может прославить Бога больше, чем это? Вот как, оказывается, будет осуществлена всеобщая погибель или уничтожение грешников.

Заключение

Нам долгое время навязывалась странная традиция – считать Бога преследующим грешника только за отвержение им Его спасительного предложения. Сама по себе эта ситуация совершенно нелепа в человеческих отношениях, а здесь ее годами применяют к Богу. В силу Своей моральной природы Бог не  может совершать столь странные действия по отношению к людям, противящимся Его воле. Он вовсе не соревнуется с ними, чья возьмет, но даже в случае самого сильного сопротивления просто оставляет грешника. В этом и состоит Его наказание или выражение гнева, причем имеющего отношение не только к земной жизни людей.

Данное обстоятельство позволяет нам просто усомниться в необходимости буквального перевода этой фразы, как и некоторых других («ненавидеть», «бояться», «уничтожить») поскольку они сильно искажают моральный образ Бога. Самое большее, что вынужден делать Бог с существующим злом, это просто позволить ему уничтожить самое себя. Что касается потусторонней судьбы грешников, то их ждет ад, состоящий из страданий, но страданий, причиненных ими самими. Там не будет ни физического уничтожения, ни физического страдания, а только одно удаление от Господа, что собственно и следует понимать в Писании под словом «погибель».

Да, было время, когда Бог физически уничтожал некоторые народы, но с приходом Христа на Землю оно навсегда сменилось временем благодати (милости) Божьей. Иисус Христос явил нам Бога во всей полноте Его морального существа, явно доброжелательного по отношению даже к самым последним грешникам. Нам стало ясно, что древнее поведение Бога было допущено лишь в воспитательных целях, но не отражало полноты святости Его моральной природы. Это значит, что мы не имеем никакого морального права применять к описанию Его подлинной моральной природы несовершенные стандарты. Поэтому Бог, устрашающий мечом Своих противников, — это средневековый пережиток, неизвестно почему доживший до наших дней. Такой образ Бога совершенно неоправданным образом отвращает от доверия Библии всякого здравомыслящего человека. Данное обстоятельство требует от нас радикального изменения нашего отношения к Библии в виде морального ее переосмысления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Solve : *
30 − 18 =